logo
Суббота, 20 апреля 2024

все баннеры на правах рекламы

Владимир Путин убрал посредников на рынке электроэнергии Версия для печати

 

В начале мая Владимир Путин подписал новые правила розничного рынка электроэнергии. Потребители смогут экономить за счет ликвидации перепродавцов и другой методики расчета пиковых нагрузок на электросети.

Минэнерго внесло новые правила на рассмотрение правительства еще 20 марта. Однако его выход постоянно откладывался из-за многочисленных согласований, Владимир Путин подписал их в последний момент. Новая модель «розницы» призвана развернуть рынок в сторону потребителей. Например, расчеты платы за мощность для потребителя будут вестись исходя из пикового потребления региона. Ранее этот показатель определялся по пику предприятий, поэтому оптимизировать собственный график потребления им было бессмысленно.

Изменение расчетов позволит экономить тем предприятиям, которые переносят свое потребление с утреннего и вечернего периода на дневные или ночные часы, пояснил логику решения премьер. «Экономия может составить, по данным экспертов, до 20% от конечной цены на электроэнергию», — подытожил Владимир Путин.

Выиграют средние и мелкие потребители. У крупных (свыше 670 кВт) своя победа — им оставили двуставочный тариф: раздельную оплату мощности и энергии, которые они могут покупать у разных поставщиков. «Такой подход позволяет наиболее точно и прозрачно рассчитать конечные цены, учитывая специфику потребления по часам месяца», — говорится в пояснительной записке Минэнерго к новым правилам.

С октября отменяется барьер для покупки энергии на оптовом рынке: не нужно будет получать тарифно-балансовые решения (определяют потолок для закупок). Для тех, чья присоединенная мощность менее 2 МВа, также отменяется оплата компенсаций так называемой сбытовой надбавки гарантирующим поставщикам, если они решают сменить сбытовую компанию. Крупные потребители смогут менять поставщика бесплатно только в начале года.

Действующие на рынке гарантирующие поставщики энергии и мощности продолжат работать, как прежде. Ожидаемые конкурсы по их отбору так и не появились, они будут проводиться лишь в том случае, если игрок рынка исключен из реестра субъектов оптового рынка, проходит ликвидацию или банкротство или добровольно отказывается от статуса гарантирующего поставщика.

Государство решило избавить рынок от перепродавцов — так называемых гарантирующих поставщиков второго уровня, которые покупают энергию у гарантирующих поставщиков первого и продают ее потребителям. Им предлагается до 1 октября либо повысить свой статус, либо работать как независимая энергосбытовая организация. Речь идет примерно о 80 компаниях — это четверть всех гарантирующих поставщиков на рынке. Но серьезно сэкономить у потребителей не получится — доля сбытов в тарифе 1—3%.

Пока документ не опубликован, оценивать его достаточно сложно, говорит член набсовета НП «Сообщество покупателей рынков электроэнергии», директор по энергетике НЛМК Александр Старченко. Он приветствует то, что речь идет о либерализации рынка и снятии барьеров для выхода потребителей на оптовый рынок (минуя гарантирующих поставщиков и региональных чиновников). Но в документ, очевидно, не попала норма об адекватной ответственности сетевых компаний за раздутые инвестпрограммы, указывает он на недочеты.

Впрочем, представитель Минэнерго отмечает, что разработка документа шла в режиме публичности, в процесс были вовлечены все заинтересованные стороны. Источник, знакомый с ходом согласований, признает, что перекос в сторону интересов энергетиков есть: значительная часть документа была написана в недрах Холдинга МРСК и НП ГП и ЭСК.

 

www.rbcdaily.ru

 

Комментарий заместителя председателя Правления НП ГП и ЭСК по развитию отрасли Натальи Невмержицкой в связи с утверждением новых правил розничных рынков электроэнергии

Текст обсуждался между федеральными органами власти до последнего момента и потому окончательно оценить положительные и отрицательные стороны мы сможем только после публикации. Однако его подписание само по себе уже является положительным моментом, так как снимает риски неопределенности.

Вместе с тем, из основных озвученных нововведений одним из важнейших является внедрение более жестких требований к гарантирующим поставщикам по качеству обслуживания потребителей на фоне упрощения процедуры смены поставщика. Это очевидный шаг к повышению уровня конкуренции. Но непременным условием для его реализации должно быть изменение методологии регулирования сбытовой надбавки. Во-первых, ее величина должна обеспечить реализацию требований по качеству обслуживания (сейчас многие из них признавались излишней роскошью),  во-вторых, для создания сопоставимых условий для конкуренции и исключения неблагоприятных последствий для потребителей, остающихся на обслуживании у гарантирующего поставщика, необходима дифференциация сбытовой надбавки в зависимости от величины потребителя. Соответствующие поручения содержатся в постановлении. Важно, чтобы методика расчета сбытовой надбавки полностью соответствовала этим требованиям.

Касательно внедрения конкуренции, следует отметить, что принятый документ не решает основной задачи – упрощение доступа на оптовый рынок.

Регламентация вопросов коммерческого учета, введения ограничений, процедур заключения договоров обеспечит прозрачность взаимодействия между субъектами рынка.

Положительным моментом также является финальная точка в вопросе перепродавцов – с 1 октября они могут существовать только в статусе сбытовой компании при условии, что способны составить конкуренцию по цене и качеству гарантирующему поставщику, участвующему в оптовом рынке.

Вопросы ценообразования являлись самыми острыми в ходе всех обсуждений. Отсрочка нововведений по порядку оплаты услуг на передачу вызвана необходимостью внимательно оценить последствия таких решений. Переход на единый час максимума региона при определении обязательств по мощности на первом шаге даст небольшой прирост цен для всех потребителей. В последующем динамика цен будет складываться для разных потребителей разнонаправлено – те, кто сможет снижать свое потребление в этот час, будут платить меньше, а стоимостная нагрузка будет переложена на пассивных потребителей.

НП ГП и ЭСК участвовало в обсуждении «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии» в рамках «межведомственной рабочей группы для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию механизмов функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии» и направляло свои замечания в рамках публичного обсуждения проекта документа, размещённого на сайте НП «Совет рынка». Принятие документа задало направление по изменению модели рынка, но необходимо предпринять ряд шагов для доработки правил оптового рынка, порядка оплаты услуг по передаче, методики сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков,  а также разработки и внедрения стандартов качества обслуживания на уровне субъектов электроэнергетики.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить


Журнал Журнал
Пресс-релизы