logo
Суббота, 24 августа 2019
ФСК должна доказать, что ей нужен триллион рублей Версия для печати

Инвестиционная программа ФСК, которая в конце прошлого года была утверждена Минэнерго, прошла проверку на прочность. Впервые документ был вынесен на общественные слушания экспертного совета при «открытом правительстве». Участники заседания хотели получить ответ на вопрос: насколько экономически обоснованны планы сетевой компании потратить почти 1 трлн руб. за пять лет. Не исключено, что в итоге инвестпрограмма ФСК будет скорректирована. Эксперты отмечают, что инструменты контроля нужны, но качественно оценить эффективность инвестпрограммы ФСК могут только специалисты самой компании.

Как уже писала РБК daily, инвестиционную программу ФСК на 2013—2017 годы Министерство энергетики утвердило 19 ноября. За пять лет компания намерена потратить 775,5 млрд руб., из них 570,9 млрд собственных средств и 204,6 млрд привлеченных. Еще до объединения с Холдингом МРСК ФСК предлагала сохранить годовой объем инвестпрограммы на уровне 190 млрд руб., однако из-за дефицита источников финансирования он был урезан на 20%, до 154 млрд руб.

Фактически сразу после того, как цифры были озвучены, участники рынка, особенно потребители электроэнергии, выразили недовольство размером инвестиций сетевой компании. НП «Сообщество потребителей электроэнергии» обратилось в Минэнерго с просьбой провести публичное обсуждение инвестпрограммы ФСК, чтобы получить разъяснения о целесообразности нового строительства и сопоставить данные о фактической и планируемой загрузке объектов инвестирования.

Ведомство пошло навстречу, и в середине декабря прошли общественные слушания. Площадкой для обсуждения стал совместный проект Минэнерго и «открытого правительства» — экспертный совет по инфраструктуре при правительстве под председательством исполнительного вице-президента по стратегии и развитию бизнеса ТНК-ВР Михаила Слободина.

Как говорится в протоколе заседания (документ опубликован на сайте «открытого правительства»), в целом надежность энергосетевого комплекса улучшилась за последние пять лет. Но уровень затрат и, соответственно, тарифов уже превышает аналогичные показатели в зарубежных странах. Сейчас инвестиционная составляющая «съедает» 65% тарифа ФСК, а к 2017 году она превысит 80%.

Кроме того, отмечено на слушаниях, существует ряд проектов, в которых существует монопотребитель, а тарифная нагрузка «размазывается» на всех. В частности, это строительство линий на Ванкорском месторождении «Роснефти» или передача электроэнергии в Китай (реализуется «Интер РАО»). Участники встречи также указали на то, что инвестпрограмма ФСК не решает проблемы с увеличением пропускной способности в энергосистеме. Так, из 49 таких проблемных зон программой предлагаются мероприятия по снятию ограничения лишь четырех.

В ходе обсуждения была выявлена проблема отсутствия у ФСК экономических стимулов для повышения эффективности сетевого комплекса. И в первую очередь это связано с отсутствием критериев оценки эффективности инвестпроектов, отметил директор НП «Сообщество потребителей электроэнергии» Дмитрий Говоров. Он добавил, что НП ставит целью не только снизить инвестпрограмму сетевой компании, но и сделать ее максимально прозрачной и действительно отвечающей интересам потребителей. В итоговом протоколе по результатам слушаний было предложено провести корректировку и оптимизацию существующей инвестпрограммы ФСК на 2013—2017 годы в целом, а также зафиксировано решение о необходимости анализа эффективности ее отдельных объектов. Поэтому обсуждения будут продолжены.

Как рассказала РБК daily директор фонда «Форсайт» Елена Колосок (входит в состав рабочей группы при «открытом правительстве»), на следующей неделе ожидается очередное заседание рабочей группы, на котором будет рассмотрено несколько проектов ФСК на предмет их эффективности (сейчас правительство и Мин­энерго формируют их перечень). «По итогам этого заседания экспертами будут разработаны более конкретные рекомендации в отношении инвестпрограммы ФСК на период 2013—2017 годов», — отметила г-жа Колосок. Получить комментарий в Минэнерго вчера не удалось. В ФСК от комментариев отказались.

Сети и их инвестпрограммы сегодня повсеместно признаются главными «виновниками» роста цен на электроэнергию, отмечает эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Наталья Порохова. Однако доля тарифа ФСК в конечной цене электроэнергии составляет всего 7%, и эффект от ее снижения потребители вряд ли сильно почувствуют. Важнее заниматься повышением эффективности инвестпрограмм в распредсетях (которые обеспечивают около 45% конечной цены), уверена эксперт.

Оценить эффективность инвестпрограмм ФСК сложно, и определить, нужна эта линия или нет, обычно могут только сами специалисты ФСК. Но подобные инструменты контроля, безусловно, нужно развивать, подчеркивает Наталья Порохова. Дмитрий Говоров добавил, что практика подобных общественных обсуждений будет продолжена и нормативно закреплена в отношении всех инфраструктурных компаний электроэнергетики. На общественных слушаниях также планируется рассмотреть инвестпрограмму Холдинга МРСК.

 

www.rbcdaily.ru

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить


Журнал Журнал
Пресс-релизы