logo
Суббота, 20 апреля 2024

все баннеры на правах рекламы

Правительство утвердило изменения в Постановлении «О ценообразовании в отношении электрической...» Версия для печати
24.06.2008
 
18 июня Правительство РФ утвердило изменения в Постановлении «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Основные изменения связаны с применением для установления тарифов метода доходности инвестированного капитала – метода RAB (от англ. Regulatory Asset Base).
Переход на метод RAB в пилотных регионах (Белгородская, Астраханская, Тверская, Оренбургская области и Пермский край) может состояться уже в июле этого года. Для этого осталось утвердить методические указания по расчету тарифов, ставку доходности инвестированного капитала и оценку размера инвестированного капитала в пилотных компаниях. С 2009 года на RAB перейдут 20–30 сетевых компаний. Переход на RAB ОАО «ФСК ЕЭС» состоится в 2010–2011 годах. Также на RAB с 2010 года смогут перейти и другие регулируемые организации в электро- и теплоэнергетике (системный оператор, изолированные генераторы; организации, осуществляющие производство и передачу тепла).
В соответствии с федеральными законами № 41-ФЗ и № 35-ФЗ (статья 23) долгосрочные тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования на срок не менее трех лет в первый раз и не менее пяти лет в дальнейшем. Как говорит статья 23 федерального закона № 35-ФЗ, долгосрочный тариф может быть как числом, так и формулой. Система RAB и есть формула расчета тарифа. Часть параметров этой формулы (долгосрочные параметры) фиксируется, и в течение долгосрочного периода они не пересматриваются.
Постановление № 109 в новой редакции закрепило список долгосрочных параметров. Они перечислены в статье 35 Постановления, а их определения даются в преамбуле документа. Это такие параметры, как:
·базовый уровень операционных расходов
·индекс изменения операционных расходов
·размер инвестированного капитала
·чистый оборотный капитал
·норма доходности инвестированного капитала
·срок возврата инвестированного капитала
·уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Также в пункте 35.4 утвержден перечень факторов, на которые будет производиться ежегодная корректировка тарифов.
Как и в методе «Затраты плюс», расчет тарифа в методе RAB основан на расчете необходимой валовой выручки (НВВ). В новой редакции Основ в пунктах очень подробно описан процесс расчета необходимой валовой выручки. Как указано в пункте 35, необходимая валовая выручка формируется из трех составляющих:
·текущих расходов (не включающих инвестиции)
·возврата инвестированного капитала
·дохода на инвестированный капитал.
Пункт 35.1 закрепляет перечень расходов, включаемых в необходимую валовую выручку. Расходы делятся на две части: в одну часть входят те расходы, на которые компания может эффективно влиять (операционные расходы), в другую часть входят расходы, которые определяются не компанией, а другими факторами (в методических указаниях применяется термин «неподконтрольные расходы»). В операционные расходы включаются расходы, уменьшающие базу налога на прибыль, за исключением амортизации (вместо амортизации в тариф включается возврат инвестированного капитала), расходов на обслуживание заемных средств (для этого есть доход на инвестированный капитал), расходов, связанных с арендой имущества (расходы на аренду имущества у других компаний и лизинг будут включаться в неподконтрольные расходы); и расходы на оплату услуг других регулируемых организаций (плата ФСК ЕЭС и пр.), которые также будут включены в неподконтрольные расходы.
Особенность операционных расходов заключается в том, что они будут установлены в начале долгосрочного периода (базовый уровень расходов), и далее они будут только индексироваться. Регулирующие органы в течение долгосрочного периода не будут вмешиваться в структуру расходов – компания в рамках установленного уровня будет сама определять необходимость тех или иных расходов, что должно привести к существенной их оптимизации.
При индексации расходов учитываются три фактора:
·Рост цен, измеряемый с помощью индекса потребительских цен.
·Технический прогресс и оптимизация расходов. Регулируемые организации должны будут ежегодно снижать расходы на 1–2,5% в сопоставимых ценах (этот параметр известен как х-фактор и применяется повсеместно). Величина индекса будет зависеть в первую очередь от того, насколько велики удельные расходы данной организации по сравнению с другими регулируемыми организациями.
·Изменение зоны обслуживания (для сетевых компаний данный параметр будет измеряться с помощью количества условных единиц, приписанных оборудованию на балансе организации).
Раз в пять лет регулирующий орган будет снова устанавливать базовый уровень расходов с учетом того, какого фактического уровня расходов удалось достичь организации. Опыт Великобритании показывает, что во всех периодах регулирования организациям удавалось снижать расходы быстрее, чем это требовал регулятор, устанавливая х-фактор.
В последнем абзаце пункта 35.1 описан механизм экономии расходов, который позволит стимулировать компании к снижению расходов. Во-первых, если компания снизила операционные расходы, ей не будут пересматривать долгосрочный тариф. Однако если компания снижает расходы в последний год долгосрочного периода, тариф в следующем году будет пересмотрен, и компании не удастся заработать на снижении расходов, что негативно повлияет на стимулы компании. Специально для этого случая регулятор рассчитывает экономию расходов, которую компания достигла в каждом году долгосрочного периода регулирования и обязуется учитывать ее при расчете тарифа в следующие пять лет, в том числе в новом периоде регулирования. Таким образом достигается баланс интересов компании и потребителя: первые пять лет выигрыш от снижения расходов получает компания, все последующие годы – потребитель.
Неподконтрольные расходы, в число которых входят плата ФСК, налоги, аренда имущества у других организаций, лизинг и другие расходы, включаются в тарифы в фактическом объеме. Тариф рассчитывается на основании прогноза этих расходов и впоследствии корректируется с учетом отличия факта от прогноза.
Пункт 63 Постановления закрепляет установление норматива потерь на долгосрочный период. Для создания стимулов к снижению потерь будет использоваться механизм, аналогичный механизму экономии операционных расходов.
Пункт 35.2 Основ описывает процесс формирования инвестированного капитала. В соответствии с законодательством, для определения его размера применяется регуляторный учет, основные положения которого отражены в Основах, и не применяются правила бухгалтерского и налогового учета. Замена бухгалтерского учета на регуляторный учет вызвана тем, что бухгалтерская стоимость активов не отражает их рыночную стоимость и обязательства инвесторов, возникшие при создании этих активов. Как следствие, использование бухгалтерского учета не позволило бы инвесторам быть уверенными в том, что средства вернутся к ним в полном объеме.
Для существующих к моменту перехода на RAB активов (старый капитал) производится переоценка по рыночной стоимости. Для этого привлекается независимый оценщик, а результаты оценки утверждаются регулирующим органом. При определении размера существующего капитала используется физический износ, моральный износ (стоимость активов снижается с учетом худших технических характеристик по сравнению с существующими аналогами) и внешний износ (потребитель не оплачивает избыточное оборудование, для чего оценка капитала корректируется с учетом загрузки оборудования). Доход будет начисляться на остаточную величину капитала (размер инвестированного капитала), а возврат будет осуществляться исходя из полной величины капитала.
В дальнейшем инвестированный капитал увеличивается на инвестиции, осуществленные регулируемой организацией по согласованию с регулирующим органом, и уменьшается на возврат инвестированного капитала (аналог амортизации основных средств).
В соответствии с пунктом 32 Постановления, в инвестированный капитал не будут включаться объекты, построенные за счет платы за технологическое присоединение, за исключением случаев, когда объект был построен в расчете на получение платы, но она не может быть собрана в полном объеме.
В отличие от бухгалтерского учета величина инвестированного капитала не будет переоцениваться. Если регулируемая организация построила в прошедшем году объекты на 1 млн рублей, то впоследствии ей будет возвращен в точности 1 млн рублей с учетом процентов за использование капитала (доходности инвестированного капитала).
Возврат инвестированного капитала будет осуществляться равными частями в течение срока, устанавливаемого ФСТ и Минэкономразвития (предположительно 30–40 лет). Для старого капитала возврат будет рассчитываться исходя из полной его стоимости. С учетом существующего износа старый капитал будет возвращен в течение 15–20 лет, что фактически является амортизацией в более сжатые сроки.
Доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала будут начисляться не только на тот капитал, который существует на начало долгосрочного периода регулирования (размер инвестированного капитала), но и на инвестиции, которые осуществляются в течение долгосрочного периода регулирования. При этом инвестиции, осуществленные в текущем году, будут учитываться в тарифах только на следующий год.
В отличие от метода «Затраты плюс», в котором расходы на инвестиции включаются непосредственно в тариф, в системе RAB инвестиции включаются в базу инвестированного капитала и только потом включаются в тариф малыми частями (в тариф включается только 1/30 или 1/40 от инвестиций и примерно 12% от инвестиций в виде дохода – в сумме около 15% от величины инвестиций). Это позволяет осуществлять масштабные инвестиции при умеренном росте тарифов.
Пункт 35 Постановления закрепляет формирование доходности инвестированного капитала исходя из стоимости заемного капитала (на основе данных о доходности облигаций сетевых компаний) и стоимости акционерного капитала (на основе стоимости долгосрочных государственных обязательств и премии за риск вложения средств в электросетевой комплекс по сравнению с вложением средств в государственные обязательства).
Доход будет также начисляться на чистый оборотный капитал – капитал, который компания была вынуждена привлечь, чтобы иметь возможность осуществлять регулируемую деятельность.
При этом доходность в первом долгосрочном периоде регулирования для старого капитала будет снижена, чтобы избежать большого роста тарифов.
 
Пресс-центр ОАО «ФСК ЕЭС»
 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить


Журнал Журнал
Пресс-релизы